вторник, 5 мая 2020 г.

Артикуляционная гимнастика - "фундамент" чистой речи

Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие – увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.
Рекомендации к проведению упражнений:
· Гимнастику для губ и языка сначала нужно выполнять медленно, всегда перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?
·   Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
·  Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
·   Если ребенок не справляется с упражнением языка, ему стоит помочь. Для этого его язык нужно направить в нужную сторону например с помощью ватной палочки.
Артикуляционная гимнастика только подготовит речевой аппарат вашего ребёнка к правильному произношению, но не сможет заменить собой специалиста – логопеда.
Комплекс упражнений для шипящих звуков «ш, ж, ч, щ»
Все упражнения выполняются перед зеркалом. Статические упражнения (с) под счет до 10, динамические(д) 10-15 раз.
1. Лопаточка(с). Рот открыт. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу.
2. Блинчики(д). Рот открыт. Положить расслабленный язык на нижнюю губу. Хлопать по языку губами пя-пя-пя, а затем зубами тя-тя-тя. По 15 раз.
3. «Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны) Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.
4. Чашечка(с). Открыть рот. Широкий расслабленный язык положить на нижнюю губку, затем поднять кончик и боковые края языка вместе, чтобы получилась «чашечка».
5. Вкусное варенье(д). Рот приоткрыть. Широким языком облизывать верхнюю губу. Делая движения сверху вниз. Нижняя челюсть неподвижна.
6. Лесенка(д). Рот приоткрыт. Положить широкий язычок на верхнюю губку, на верхние зубки, за верхние зубки.
7. Лошадка(д). присасывать язык к небу, растягивая подъязычную связку. Щелкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть неподвижна.
8. Грибок(д). улыбнуться, зубы видны. Открыть рот. Присосать широкий язык всей полостью к верхнему небу и открыть рот, держать присосанным три счета, затем отщелкивать.
9. «Фокус» («Дуем с чашечки») Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.
Комплекс упражнений для свистящих звуков «с,з,ц»
1. Улыбочка(с). Растянуть губы в улыбке. Удерживать сильно растянутые
губы в улыбке. Зубы не видны.
2. Заборчик(с). Улыбнуться, чтобы зубы были видны, зубы сомкнуты.
3. Блинчики(д). Рот открыт. Положить расслабленный язык на нижнюю
губу. Хлопать по языку губами пя-пя-пя, а затем зубами тя-тя-тя. По 15 раз.
4. Иголочка(с). Открыть рот. Язык сделать узким (напрячь). Узкий язык
выдвинуть далеко вперед.
5. Конфетка(д). губы сомкнуты. Напряженным языком упираться то в одну
щеку, то в другую.
6. Почистить зубки(д). «Почистить кончиком языка сначала нижние, потом
верхние зубки с внутренней стороны. Производя движения вперед-назад.
7.   Трубочка(с). Открыть рот, высунуть широкий язык и загнуть его боковые края вверх. Поднять в «трубочку». Можно придержать «трубочку» из языка губами.
8. Часики(д). Растянуть губы в улыбку. Рот приоткрыть. Кончиком языка попеременно дотрагиваться до уголков рта.
9.  Горка(с). Рот открыть. Язык выгнуть дугой и кончиком языка упереться в резцы нижних зубов.
10.  Покатились с горки(д). положения языка «Горка», скатываемся по горки зубами.
11. Оторви полоску(д). берем полоску шириной 1,5 см, длинной как альбомный лист, ставим ее за нижние зубы и языком удерживаем или делаем «горку». Сильно языком держим полоску а рукой отрываем, тянем вниз.
12. Змея(д). берем полоску из тетрадки шириной 1,5 см. ставим за нижние зубы, положение языка горка, дуем по полоске, чтобы она извивалась как язык у змеи.
Комплекс упражнений для звука «Р»
1. Блинчики(д). Рот открыт. Положить расслабленный язык на нижнюю губу. Хлопать по языку губами пя-пя-пя, а затем зубами тя-тя-тя. По 15 раз.
2. Лошадка(д). присасывать язык к небу, растягивая подъязычную связку. Щелкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть неподвижна.
3. Грибок(д). улыбнуться, зубы видны. Открыть рот. Присосать широкий язык всей полостью к верхнему небу и открыть рот, держать присосанным три счета, затем отщелкивать.
4. Гармошка(д) Рот приоткрыть.  Язык присосать к верхнему небу. Не опуская вниз, открывать и прикрывать рот, растягивая подъязычную связку. Губы должны быть в улыбке.
5. Вкусное варенье(д). Рот приоткрыть. Широким языком облизывать верхнюю губу. Делая движения сверху вниз. Нижняя челюсть неподвижна.
6. Маляр(д). Рот открыть. Широким кончиком языка, как кисточкой маляра, проводить от верхних резцов до мягкого неба, производя движения вперед-назад.
7. Фокус. Дуем с чашечки. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.
8. Дятел Рот широко открыт. Кончиком языка ударяемся о верхние резцы (д-д-д)
9. Молоточек Рот широко открыт. Кончиком языка ударяемся о верхние резцы (т-т-т).
10. Барабан(д). Рот широко открыт. Кончиком языка ударяемся о верхние резцы (ды-ды-ды).
11. Колокольчики(д) Рот широко открыт. Кончиком языка ударяемся о верхние резцы (дын-дын-дын).
12. Пулемет (д) язык присасываем к в.небу «Грибочек» через нос набираем воздух, сильно выдыхаем, чтобы кончик языка при положении «Грибочек» задрожал.
12. Балалайка (д) Рот широко открыт, язык у верхних резцов стучит как «дятел, указательный пальчик делает движения вправо-влево во рту.
Комплекс упражнений для звука «Л, ЛЬ»
1. «Парус» Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд.
2. «Иголочка» Открыть рот, язык высунуть как можно чаще, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
3. «Маятник» Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз.
4. «Качели» Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны), удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Так, поочерёдно, менять положение языка 4-6 раз.
5.  Индюк. Рот открыт. Широким кончиком языка проводить по верхней губе вперед-назад, не отрывая языка. При этом произносить: БЛ-БЛ-БЛ..

Комментариев нет:

Отправить комментарий

"Использование приёмов логопедического массажа зубной щеткой у детей с нарушениями речи."

Опубликована статья на тему: "Использование приёмов логопедического массажа зубной щеткой у детей с нарушениями речи" в сборнике V...